Старый конь борозды не испортит - «Музейный автомобиль»
1981: собственно запланирован только старт автомобиля 924 GTP в гонке Ле-Ман в классе GTP. Это недостаточно амбициозно для нового председателя правления компании Porsche Петера В. Шутца. Какой же автомобиль следует представить на гонке Ле-Ман? Компания Porsche решается на необычный шаг: 2 автомобиля Porsche 936 1978 года возвращаются из музея на гоночную трассу, при этом они получают новый турбодвигатель 2,65 л, а также улучшенную аэродинамику.
„Месье Ман“ („Monsieur Mans“) Жаки Икс и Дерек Белл лидируют в гонке на одном из этих „ветеранов“. Результат: шестая победа для Porsche в общем зачете, пятый из бельгийских исключительных водителей – и отрыв в 186 км от второго призера.Воздухозаборное отверстие над кокпитом служит для улучшения потока воздуха интеркулера для турбодвигателя
Пройденные 4825,348 километра помогают компании Porsche установить дистанционный рекорд на новой трассе 13,626 км
В оба уже устаревших 936 для гонки Ле-Ман 1981 устанавливаются новые силовые агрегаты объемом 2,65 л с водяным охлаждением и мощностью 620 л.с
1981: безоговорочные лидеры
Жаки Икс и Дерек Белл в одиночку лидируют на модифицированном Porsche 936 1978 года. Результат: 6-я победа Porsche в общем зачете, 5-й выдающийся бельгийский водитель – и отрыв в 186 км от второго призера.
Жаки Икс и Дерек Белл побеждают с отрывом в 14 кругов
В Porsche 936/81 устанавливается новый 2,65-литровый турбодвигатель
Porsche 936/81 побеждает со средней скоростью более 200 км/ч
Ферри Порше беседует с Жаки Иксом (в центре) и Дереком Беллом (слева)
1981: 944-й и его тайная миссия
В год 50-летнего юбилея компании Porsche отправляет в Ле-Ман испытательный автомобиль: 924 GTP Le Mans.
Публика еще не знает о том, что уже сейчас на ее глазах произойдет дебют будущего Porsche 944 на гоночной трассе. Однако к чему столько тайн? Условное название автомобиля должно помочь скрыть 944-й от внимания общественности – вплоть до его официальной презентации осенью этого же года.Новый автомобиль оказывается чрезвычайно надежным, так что Вальтер Рёрль и Юрген Барт завершают гонку победой в классе.
Команда и толпа любопытных наблюдают за прибытием заводской команды Porsche
Для гонки на длинные дистанции в Ле-Мане мощность четырехцилиндрового турбодвигателя была увеличена до 410 л.с
В гараже в городе Телоше продолжается работа над новым гоночным автомобилем
Мировая премьера 944 GTR Le Mans, засекреченного под видом 924-го
Пройдя дистанцию в 4.401 км и отрезок пути со скоростью 184 км/ч, Porsche успешно занимает седьмую позицию в общем зачете
1981: 6-я победа Porsche в общем зачете
О предназначении главного героя легендарного гоночного марафона можно судить уже по его названию:
прототип будущего 944-го выходит на старт 24-часовой гонки в Ле-Мане как “924 GTP Le Mans”. Проверку на прочность он выдерживает: за его рулем Вальтер Рёрль и Юрген Барт одерживают победу в классе. В общем же зачете на первом месте оказывается уже ставший легендарным дуэт – Жаки Икс и Дерек Белл. Прототипом их 936/81 Spyder становится Porsche 936 1978 года. Автомобиль, оснащенный полностью переработанным 2,65-литровым шестицилиндровым турбодвигателем, становится участником гонки в нужный момент. В год 50-летнего юбилея компании Porsche он приносит ей победу в общем зачете.
Гоночный плакат 1981 г
Инновации для серийного производства: коробка передач Porsche Doppelkupplung (PDK)
Инновационная идея инженеров из Вайсаха: коробка передач Porsche Doppelkupplung (PDK). Принцип: 2 коробки передач в одном корпусе. 2 сцепления. Одна передача всегда предварительно включена, что значительно сокращает время переключения передач. Явное преимущество для любого гонщика. В теории. Однако практические испытания Porsche 962 в 1984 году показали, что над моделью еще предстоит поработать. В гонках Ле-Ман в 1986 году эта модель Porsche, оснащенная новой коробкой передач, также не смогла одержать победу. Борьба за каждую десятую секунды длится около 3 лет, прежде чем в 1987 году коробка передач PDK впервые сокращает время, показанное традиционной механической коробкой передач.
Другой пример того, что Porsche опережает время: уже за 20 лет до использования в серийных автомобилях Porsche подвергает PDK испытанию на прочность и при этом отмечает успехи в гонках на трассе в Монце и на трассе Нюрбургринг.
В 1984 году коробка передач с двумя сцеплениями (Porsche Doppelkupplungsgetriebe, PDK) проходит первые испытания на гоночных автомобилях. С 2008 года она поступает в серийное производство
PDK позволяет очень быстро переключать передачи без ощутимого прерывания тягового усилия при одновременном сокращении расхода топлива
Крутящий момент всегда передается через одно сцепление и один из двух модулей коробки передач, в то время как второй модуль уже готов к включению следующей передачи
1982: 7-я победа Porsche в общем зачете
В автоспортивных мероприятиях 1982 года Porsche проявляет себя в инновациях и рекордах. На трассу “Сарта” отправляется новый 956-й: первый гоночный автомобиль Porsche с кузовом типа "монокок" и граунд-эффектом. Эта затея себя вполне оправдывает. Новый автомобиль занимает все призовые места – с 1-го по 3-е. В пятерку лучших входят еще два Porsche 935. Помимо этого, Porsche отмечается почти во всех классах и особых зачетах: в группе 5 автомобиль Porsche 935 K3 становится победителем. В группе 4 таковым становится 934-й. В зачете IGTX также побеждает 935-й. Ну а в зачете IGT – 924 GTR.
Жаки Иксу гонка приносит 5-ю победу на Porsche в общем зачете, тем самым наделяя его статусом легенды Ле-Мана.
Гоночный плакат 1982 г.
1982: Победитель нового типа – 956
Автоспортивный год 1982 проходит под знаком новых рекордов. В Ле-Мане, помимо первых пяти мест, Porsche успешно отмечается почти во всех классах и особых зачетах. При этом особое внимание приковано к одному, особенному гоночному автомобилю: Porsche 956. У инженеров Porsche был как раз 1 год, чтобы сконструировать абсолютно новый гоночный автомобиль. Результат: первые три места.
Первое участие нового 956 в гонках завершается тройной победой
Победители прошлого года Жаки Икс и Дерек Белл участвуют в гонке на Porsche 956 под стартовым номером 1
Максимальная скорость 956-го на прямом отрезке Мюльсанн составляет более 350 км/ч
С самого начала гонки в ней лидируют 3 автомобиля Porsche 956
Porsche 956 – это первый гоночный автомобиль Porsche с алюминиевым монококом и граунд-эффектом
Новый Porsche 956 на поворотах достигает таких скоростей, которые до сих пор считались невозможными для гоночных автомобилей
1983 год: 24 часа ради эпохального успеха
Мы пишем историю 1983 года – и историю автоспорта. Поскольку по окончании знаменательных 24 часов при обзоре зачета возникает незабываемая картина: компания Porsche завоевывает 9 из первых 10 мест – среди них места с 1-го по 8-е. Тем не менее, этому предшествовали драматические моменты. До самого последнего круга Херли Хейвуд был не уверен в своей победе. Занявший второе место Жаки Икс упрямо догонял мчащийся перед ним автомобиль – пока у бельгийца не закончился бензин. В конце концов Херли Хейвуд первым пересек линию финиша. И обеспечил себе место в летописи Ле-Мана.
Первые 8 мест в общем зачете заняли автомобили Porsche – это рекорд в истории гонки Ле-Ман
Porsche 956 лидирующего Херли Хейвуда
1983: 8-я победа Porsche в общем зачете
В 1983 году Porsche сталкивается с особенным вызовом в области автоспорта: за год до этого на соревнованиях в Ле-Мане автомобили Porsche заняли все пять первых мест – как же еще можно превзойти этот успех? Заводская команда выходит на старт с 3 гоночными автомобилями Porsche 956. И демонстрирует всем, что даже среди товарищей по команде может развернуться нелегкая борьба за победу. Победитель прошлого года Жаки Икс вплоть до самого драматичного последнего круга идет по пятам за лидирующим, но измученным техническими проблемами Хёрли Хейвудом. С дымящимся двигателем Хейвуд, наконец, все же пересекает финишную черту первым на 956-м с номером 3 – опередив бельгийского специалиста по гонкам в Ле-Мане.
Благодаря стараниям команд клиентов финальный зачет входит в историю автоспорта: 9 мест в первой десятке занимают автомобили Porsche, в том числе места 1-го по 8-е. Это рекорд в хронике Ле-Мана – возможно, даже рекорд навсегда. Однако прежде всего это стало четким выражением определенной идеи: успехи вчерашнего дня для Porsche всегда являются стимулом для дня завтрашнего.
Гоночный плакат 1983 г.
1983: Уикэнд, который вошел в историю
Впечатляющая дебютная победа Porsche 956 восхищает любителей автоспорта и подкупает владельцев команд автогонщиков: в следующем 1983 году многие команды сделают ставку именно на эту модель. Самым ярким моментом гонки становится напряженная борьба – особенно хорошо запомнится дуэль между членами одной команды: Жаки Икс против Хёрли Хейвуда. По окончании соревнований американец лидирует в совершенно незабываемом финальном рейтинге: Porsche занимает места с 1-го по 8-е. Успех, которого до сих пор еще никому не удавалось достичь.
Победоносный Porsche 956 со стартовым номером 3
Незадолго до окончания гонки напряжение вновь возрастает – Porsche Хёрли Хейвуда отправляется в бокс
Пройдя 370 кругов, Хёрли Хейвуд, Верн Шуппан и Эл Хоберт первыми пересекают финишную черту
Регламент должен строго соблюдаться и в том, что касается веса
Каждая секунда важна не только на трассе. Работы в боксе также производятся очень стремительно
В ходе своего пятого участия в гонках Ле-Мана в составе команды Porsche Дерек Белл вместе с Жаки Иксом занимает 2-е место
1984: 9-я победа Porsche в общем зачете
В 1984 году Porsche отказывается от участия в 24 часах Ле-Мана – и тем не менее завоевывает 9-ю победу в общем зачете.
Как же это случилось? Для начала обратимся к более раннему периоду: в связи с изменением правил, касающихся потребления топлива, инженеры из Вайсаха работают над последовательным усовершенствованием технологий гоночных автомобилей. В результате достигнуто следующее: электронный впрыск значительно повышает эффективность двигателя – настоящий прорыв в том, что касается инженерных инноваций. Однако незадолго до начала гонки на выносливость FIA (Международная автомобильная федерация) – высшая инстанция в области автоспорта – отменяет изменение правил. В знак протеста Porsche отзывает свою заводскую команду с классической гонки на выносливость в Ле-Мане.
И все же публике нельзя отказать в удовольствии полюбоваться на гоночные автомобили из Штутгарта. Команды клиентов Porsche доминируют в состязаниях гоночного уикэнда. Клаус Людвиг и Анри Пескароло, выступающие на Joest Porsche 956 (шасси № 117), на 17-м часу гонки вырываются в лидеры – и не сдают позиций до самого конца. В итоге 8 автомобилей Porsche 956 входят в первую десятку.
Гоночный плакат 1984 г.
1984/85 год: Porsche 956 неудержим
После того как в 1984 году сначала вводится, а затем вновь отменяется изменение регламента в отношении расхода топлива, заводская команда Porsche отказывается от старта в гонке Ле-Ман. Вместо этого 7 частных автомобилей Porsche 956-й модели завоевывают первые места. В 1985 году в гонке Ле-Ман компания Porsche вновь доказывает свое значительное превосходство. Марка из Цуффенхаузена занимает первые 5 мест. Команда победителей называется также, как и в предыдущем году: New-Man Joest Racing.
1984: Автомобиль-победитель команды New-Man Joest Racing
1985: Клаус Людвиг, Пауло Барилла и „Джон Винтер“ завоевали победу на своем Porsche 956
1985: Спустя 24 часа команда оставила позади 374 кругов и заслужила победу
„New Man“ Porsche приводится в движение с помощью турбодвигателя объемом 2,65 л
1985: 10-я победа Porsche в общем зачете
В конце 24-часовой гонки некоторые зрители словно вернулись на 12 месяцев в прошлое: Joest Porsche 956 с номером шасси 117 первым пересекает финишную черту и тем самым повторяет свой прошлогодний успех. Этому предшествует захватывающая гонка. Прежде всего, лидирующие вначале заводские автомобили Lancia в ходе гонок поражены скоростью и эффективностью Joest Porsche. Команде водителей, в которую входит Джон Уинтер, Клаус Людвиг и Паоло Барилла, удается произвести сенсацию: никогда прежде один и тот же автомобиль не побеждал дважды. Также и с технической точки зрения автомобиль поражает как конкурентов, так и прессу специальным днищем и впечатляюще низкими значениями расхода топлива. Спустя 24 часа автомобиль-победитель в боксе ожидает воодушевленная команда, остаются неиспользованными 140 л бензина. 10-я победа в общем зачете остается незабываемой также благодаря другой сенсации: возглавляя список победителей в общем зачете, Porsche превосходит прежнего рекордсмена Ferrari.
Гоночный плакат 1985
Двукратная победа – явление уникальное
1985: В Ле-Мане Porsche становится участником захватывающей дуэли – с Porsche. Команда клиентов Joest прибывает на “Сарту” на 956-м, в то время как Дерек Белл и Ханс Йоахим Штук, выступающие в заводской команде, выходят на старт на модели 962 C. Более новую заводскую модель наблюдатели считают явным фаворитом, однако ситуация может измениться.
На Joest Porsche 956 Луи Краж (известный также под именем Джон Уинтер), Клаус Людвиг и Паоло Барилла производят сенсацию, которую все считали невозможной: они повторяют триумф предыдущего года – с точно той же ходовой частью. Успех, которого в истории Ле-Мана еще никому не удавалось достичь.
Команда клиентов также ставит новый рекорд дистанции – 5.088,507 км. Заводской 962 C приходит на финиш третьим, отставая от победителя примерно на 80 км. Однако особого почета заслуживают клиенты: пилот Штук вписывает в историю Ле-Мана наиболее высокую на данный момент среднюю скорость движения – 251,815 км/ч.
Команда клиентов New-Man Joest Racing второй раз подряд одерживает победу с той же ходовой частью
1986: 11-я победа Porsche в общем зачете
Два года подряд команда Joest и ее Porsche остаются непобедимыми. В 1986 году им, разумеется, очень хочется продолжить эту серию побед. Однако чрезвычайно высока мотивация и у заводской команды Porsche: на старт в Ле-Мане она выходит на двух моделях 962. То, что следует дальше, проникнуто истинным драматизмом. На протяжении 10 часов оба заводских Porsche не прекращают захватывающую дуэль с Joest 956 Клауса Людвига, Паоло Бариллы и Джона Уинтера. После того как команда заводских водителей Йохена Масса, Верна Шуппана и Боба Воллека преждевременно покидает гонку, оставшийся заводской 962-й должен как-то оправдать свой стартовый номер 1. И, наконец, делает это, опередив команду Joest: заводской гоночный автомобиль занимает первое место, а команда Дерека Белла, Эла Холберта и Ханса-Йоахима Штука приносит Porsche 11-ю победу в общем зачете.
Гоночный плакат 1986 г
1986/87: буква С в названии как обозначение статуса чемпиона (Champion) - 962 C
В 1984 году модель Porsche 962 C дебютирует в Ле-Мане. 2 года спустя она становится мерой всех вещей. Благодаря 962 C в 1986/87 годах Porsche завоевывает 11-ю и 12-ю победы в общем зачете. И в 1987 году ставит тем самым новый рекорд марки.
Стартовый ряд 1 для обоих Porsche 962 C команды Rothmans Porsche
Высокое напряжение: жесткая борьба лидеров
Porsche 962 C команды Rothmans Porsche в гонке, принесшей ему победу
Пилоты Ханс-Йоахим Штук, Дерек Белл и Эл Холберт побеждают, пройдя 355 кругов
6-цилиндровый оппозитный двигатель с турбонаддувом развивает мощность в 680 л.с
Максимальная концентрация достигается именно ночью
Гоночный автомобиль Porsche: популярный объект для фотокамер даже на скорости 0 км/ч
1987: 12-я победа Porsche в общем зачете
“24 часа Ле-Мана” никогда не были легким состязанием. Однако в 1987 году даже в компании Porsche не представляли, что гонки на длинные дистанции могут быть столь сложными. Неудачи для заводской команды начинаются еще до старта: для модели 962 C, управляемой американцем Прайсом Коббом, классическая гонка на выносливость заканчивается еще в ходе тренировки. Проходит всего лишь 90 минут гонки, прежде чем к состязанию приступает следующий заводской автомобиль. Также и многочисленные команды клиентов Porsche вынуждены преждевременно снимать свои гоночные автомобили с дистанции. Причина кажется практически немыслимой: сильные колебания качества "стандартного" предписанного регламентом бензина. В лихорадочном темпе предпринимаются попытки решить проблему. В единственном оставшемся заводском Porsche электронную систему управления двигателя адаптируют под качество бензина. Теперь только Дерек Белл, Эл Холберт и Ханс-Йоахим Штук защищают честь Porsche, усиливая давление на сильную команду Jaguar. В ходе ночного 3-часового пребывания в кокпите Штук, наконец, достигает преимущества в один круг. В конце концов, благодаря инженерному искусству и душевным силам команды завоевана 12-я победа Porsche в общем зачете Ле-Мана.
Гоночный плакат 1987
Продолжение следует...