На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о Porsche

244 подписчика

История побед Porsche в Ла-Мане (1963-1979). Часть 1 из 4

Техника победителей - первый полимерный кузов

1963: с появлением 904 Carrera GTS компания Porsche начинает новую веху в своей истории автоспорта. И представляет лидера в области автомобильной техники. Смешанная конструкция из стали и пластмассы обеспечивает небольшой вес. Небольшая лобовая поверхность способствует очень низкому аэродинамическому сопротивлению.

Итог: первый автомобиль Porsche с кузовом из синтетического материала вводит технологии, которые станут определяющими в автоспорте.

Porsche 904 Carrera GTS имел композитный кузов со стальной рамой – новшество в истории Porsche того времени.

Уже вскоре после дебюта модели Porsche 904 Carrera GTS выигрывает гонку Targa Florio. Затем следует множество побед на кольцевой трассе и в ралли.

В 904-м Porsche впервые использует армированный стекловолокном кузов из синтетического материала - начало целого поколения гоночных автомобилей.

Сиденья 904 Carrera GTS прочно соединены с кузовом, поэтому рулевое колесо и педали регулируются в продольном направлении.

Пилоты управляют 904-м при помощи внушительного рулевого колеса диаметром 40 сантиметров.

Общий вес 904-й модели составляет 740 кг.

На стороне победы

Один из главных героев гонок 1967 года каким-то магическим образом притягивает к себе все взгляды: Porsche представляет в Ле-Мане совершенно незабываемый гоночный автомобиль – 907 с удлиненной задней частью. Его кузов имеет особенно узкую, обтекаемую форму – это улучшает аэродинамические характеристики. Однако внимание привлекает не только внешний вид 600-килограммового гоночного автомобиля. Разместив рулевое колесо с правой стороны, инженеры Porsche вновь пошли новым путем. Точнее, путем успеха по гоночным трассам, которые объезжаются по часовой стрелке – а таковой является почти каждая трасса. Какое преимущество это дает пилотам? Это не только возможность лучше рассмотреть поворот. За счет веса водителя также увеличивается нагрузка на колеса на внутренней стороне изгиба трассы. Но, к сожалению, для полного триумфа в 1967 году этого не достаточно. Однако в том, что касается “индекса ходовых качеств”, Porsche 907 уже сейчас оставляет конкурентов позади.

Шестицилиндровый двигатель мощностью 220 л.с. позволяет Porsche 907 разогнаться до отметки выше 300 км/ч.

Первый старт в Ле-Мане для Porsche 907: по окончании гонки Йозеф Зифферт и Ханс Херрманн становятся победителями в классе P2.0.

Porsche 907 потребляет всего 14,51 л на 100 км, благодаря чему становится лучшим по “индексу ходовых качеств”.

Дружба без границ

В начале 70-х годов в Ле-Мане появляется один из первых примеров германо-французской дружбы. Точнее, в идиллической деревушке Телоше близ Мюльсанна. Команду Porsche год за годом тепло принимают в мастерской Provost, а Фердинанд Пиех и д-р Хельмут Ботт занимают квартиру в основном здании. Главным местом встречи постепенно становится Café du Sport, где по ночам после квалификационной гонки с теплым ужином ждет мадам Пешар, душа этого дома.
В уютной атмосфере кафе тяготы гоночной трассы часто берут свое: многих участников команды уже за едой одолевает сон – и бурные торжества редко заканчиваются под утро. С годами постоянные посетители становятся друзьями, которые вместе поднимают бокалы за победы Porsche. И показывают, как автоспорт преодолевает границы.

В мастерской Provost в Телоше команда пилотов Porsche на протяжении многих лет чувствует себя как на второй родине.

В небольшой деревушке недалеко от Мюльсанна гость из Германии становится объектом всеобщего внимания.

Для местных жителей визит команды Porsche всегда становится особым событием, которое также может перерасти в настоящую дружбу.

1970 год: 1-я победа Porsche в общем зачете

Желание пережить вновь тот первый триумф велико – и Porsche не полагается на случай. Как "заводская" команда, британская команда автогонщиков Джона Уайра должна быть представлена на гонке Ле-Ман 3 автомобилями. Martini Racing выставляет в гонках скоростной болид 917 с удлиненной задней частью. Использованная дополнительно задняя часть 908-го хотя и была немного устаревшей, но считалась особенно надежной. И наконец сюрпризом стало появление еще и третьей команды: лично Луиза Пиех обещает представить на гонке Ле-Ман два 917-х от компании Porsche Salzburg, один с удлиненной, а другой – с укороченной задней частью. А потом наконец прозвучал сигнал старта – условия гонки вряд ли могли быть более тяжелыми. Проливной дождь становится причиной кое-каких неполадок. От водителей и техники требовалось все возможное. И поэтому тем больше была радость: 14 июня 1970 г. Ханс Херрманн и Ричард Эттвуд из австрийской команды Porsche одержали первую долгожданную победу Porsche в гонке Ле-Ман в общем зачете. Еще до двух Martini Racing, сделавших победу троекратной. Против красно-белого болида с укороченной задней частью и серийным номером 23 от Porsche Salzburg конкуренты были бессильны. Так же как и потоки льющейся с неба воды.

Гоночный плакат 1970

Наконец-то первая победа в общем зачете на трассе "Сарта".

После того как в предыдущем году победа ускользнула от Porsche, в этом году не жалеют никаких затрат. Сразу 3 команды Porsche выходят на старт. Австрийская команда Porsche во главе с Хансом Херрманном и Ричардом Эттвудом прилагает все свои усилия. Начиная со второй половины гонок, приблизительно в 4 часа утра, команда начинает лидировать и 12 часов спустя, наконец, одерживает первую победу Porsche в общем зачете в Ле-Мане.

Победоносный Porsche 917 с укороченной задней частью со стартовым номером 23

1971: 2-я победа Porsche в общем зачете

1971: После триумфа в предыдущем году Porsche пишет новую страницу истории автоспорта. 917-й снова побеждает в гонке “24 часа Ле-Мана“. Его пилоты становятся героями, их имена не забыты: Гийс ван Леннеп и д-р Хельмут Марко. Каков их личный вклад в хронику классических гонок на выносливость? Цифры, которые вошли в историю. Пилоты проходят 5 335 километров со средней скоростью 222 км/ч – этот рекорд дистанции на старой трассе не побит и по сей день. Главный герой гонки - это 917-й с укороченной задней частью и трубчатой рамой каркасной конструкции, изготовленной из магния. Благодаря эффектной форме автомобиль сразу получает почетное прозвище “акула“. Историю автоспорта вершит и 917 Coupé с удлиненной задней частью. На прямой Мульсана гоночный автомобиль со стартовым номером 21 достигает максимальной скорости 387 км/ч. А если словами: мировой рекорд.

Гоночный плакат 1971

Курс на успех без тормозов

Ле-Ман, 1971 год: напряжение на классической гонке на выносливость достигает своего предела. Лидирующему Porsche 917 остается сделать лишь один последний пит-стоп, после которого уже ничто не помешает ему одержать победу. Однако в боксе всеобщий оптимизм идет на спад: слишком многое требуется от автомобиля. Собственно говоря, следовало бы еще поработать механикам. Но это точно стоило бы автомобилю лидерства и столь близкой победы.
Ведущий инженер, специализирующийся на гонках, вкладывает в 917-й все свое доверие: “Как-нибудь справимся...", – что означает: механики свободны, а автомобиль возвращается на гоночную трассу. И риск оказывается вполне оправданным. Porsche не только одерживает 2-ю победу в общем зачете, но и ярко проявляет себя еще в двух аспектах: Гийс ван Леннеп и д-р Хельмут Марко проходят 5335 километров и устанавливают новый рекорд дистанции на старой трассе. Джеки Оливер обращает на себя внимание уже на тренировке: развив 250,069 км/ч, он устанавливает новый рекорд средней скорости в Ле-Мане.

Пит-стоп будущего победителя гонки со стартовым номером 22

Гийс ван Леннеп и Хельмут Марко на будущем автомобиле-победителе, 917K

Незадолго до начала обязательного пути из гаража к гоночной трассе через Ле-Ман

Задние аэродинамические стабилизаторы, характерные для модели 917K 1971 года

“Свинья” с лошадиными силами

В 1971 году Porsche во второй раз побеждает в Ле-Мане. И умудряется отвлечь внимание от автомобиля-победителя из своей же команды: участником гонок становится модель 917/20, кузов которой представляет собой комбинацию версий с короткой и удлиненной задней частью. Вид гоночного автомобиля с выраженным широким кузовом и переработанной аэродинамикой вызывает у некоторых необычные ассоциации: “Выглядит как упитанная свинья”, – вынужден заключить руководивший работами главный инженер. В результате автомобиль получает емкое прозвище. 917-й красят в розовый цвет и наносят на него схему разделки туши с соответствующими надписями. В Ле-Мане “Свинья” становится сенсацией. Несмотря на то, что завершить гонку ей не удается, она становится самым фотографируемым гоночным автомобилем года.

Модель 917/20 входит в историю гонок под прозвищем “Свинья”

Розовый цвет и схема разделки туши притягивают к себе все взгляды

Автомобиль остается единственным в своем роде

Однако выиграть 24-часовую гонку в Ле-Мане модели 917/20 не удается. Несмотря на это, она становится самым фотографируемым автомобилем уикэнда

1971: День, который войдет в книгу рекордов

24-часовая гонка 1971 года входит в историю благодаря серии рекордов, о которых можно говорить уже до старта. 917-й с кузовом на основе магния впечатляет общей массой, которая составляет всего лишь 766 кг. В ходе тренировки с показателем 250 км/ч удается побить предыдущий рекорд средней скорости движения. 917/200 – "Свинья" – становится самым фотографируемым автомобилем гонки. В завершение Porsche ставит новый рекорд дистанции – 5335,313 пройденных километров – это примерно на 100 километров больше предыдущей рекордной отметки. Этот показатель долго считается "рекордом навеки" – его удается побить лишь в 2010 году.

В 1971 году в Ле-Мане на старт выходят 7 автомобилей Porsche 917

Как и в предыдущие два года, Porsche 917 с самого начала вырываются в лидеры

Средняя скорость автомобиля-победителя составляет 222,304 км/ч, включая пит-стопы

В целом победивший в гонке 917-й за 24 часа проходит 5335,313 километров – и ставит новый рекорд дистанции

Под армированным стекловолокном кузовом из синтетического материала стартового номера 22 располагается легкая и жесткая рама на основе магния

Последний пит-стоп перед победой: Гийс ван Леннеп передает управление Хельмуту Марко

Начиная со второй половины гонки автомобиль Марко и ван Леннепа лидирует и никому не уступает этой позиции до самого конца

Рекорд узнаваемости устанавливает стартовый номер 23. Благодаря своей розовой окраске автомобиль входит в историю Porsche под прозвищем "Свинья"

Борьба за каждый грамм

Чем меньше вес автомобиля, тем больше преимуществ он имеет в гонке: к такому выводу могут прийти даже те, кто не так хорошо разбирается в автоспорте. Трудности, с которыми приходится сталкиваться на пути к этой цели в 1971 году, доставляют немало головной боли и профессионалам в компании Porsche. Последовательное облегчение конструкции? Да. Но при этом должны быть согласованы все детали. Поэтому на смену привычной алюминиевой раме модели 917 KH приходит кузов с рамой из магния. Решение компромиссное: хотя рама теперь и стала примерно на треть легче, но выдержит ли она высокие нагрузки? Инженеры Porsche верят в то, что идут правильным путем, суть которого заключается в том, чтобы сэкономить на весе еще больше за счет креативных идей. Они борются за каждый грамм даже в окраске: на гоночный автомобиль наносится лишь тончайший слой покрытия белого цвета, которое затем дополняется характерными полосами Martini Racing.
Победа в общем зачете оправдывает эту стратегию: модель 917 позволяет Porsche повторить триумф прошлого года.

Облегченная конструкция благодаря новому материалу: рама из магния вместо привычной алюминиевой рамы

Магниевая рама модели Martini 917K была на треть легче алюминиевой трубчатой рамы каркасной конструкции других Porsche 917, которые также вышли на старт

1974 год: «Fairplay» - вопрос чести

История Ле-Ман 1974: Matra против Porsche. И Porsche за Matra. В воскресенье болид заводской команды Porsche с Гийсом ван Леннепом и Гербертом Мюллером идут вторыми после французской команды. А потом неожиданный шанс победить: проблемы с коробкой передач вынуждают Анри Пескароло из команды Matra заехать в бокс. В компанию Porsche, разрабатывавшую на заказ коробку передач для Matra, вскоре после этого поступает звонок от французов с просьбой о помощи. И перед командой стоит дилемма: нужно бороться за победу или помогать заказчику, одновременно являющимся конкурентом? Для компании Porsche это вопрос чести. Через 20 минут коробка передач была отремонтирована, команда Matra вновь на трассе. Результатом стало второе место после команды Matra – и однозначная победа честной игры.

Механики спешат. 911 Carrera RSR Turbo 2.1 в боксе

Несмотря на впечатляющую мощность двигателя в 500 л.с., Porsche 911 Carrera RSR Turbo 2.1 в итоге лишь второй. В гонке побеждает честность

1976: Премьера 936 Spyder

В этом году Porsche впервые представляет 936 Spyder. Автомобиль, который был создан в сжатые сроки в основном из уже имеющихся компонентов. Несмотря на это, 936-й во время своего дебюта выделяется на фоне остальных автомобилей настолько, что не имеет себе равных среди других марок.

3-я победа Жаки Икса и 2-я победа Гийса ван Леннепа в гонках Ле-Ман

Жаки Икс и Гийс ван Леннеп побеждают, на 11 кругов опередив второго призера

Чествуются оба победителя

Уже вскоре после старта оба Porsche начинают лидировать, задавая темп гонки

1976: 3-я победа Porsche в общем зачете

C 936-м Porsche устанавливает новые станарты: масса всего 700 кг, алюминиевая трубчатая рама каркасной конструкции и кузов c полиэфирным покрытием, 6-цилиндровый двигатель от заводского Carrera Turbo с блоком цилиндров из магния. Такой же четкой является и цель: первенство мира среди спортивных автомобилей. С таким стремлением Porsche в сжатые сроки создает модель 936. Новый автомобиль создается не только на основе опыта, полученного на базе 908/3 и 917/10, но и с использованием компонентов этих моделей. Стратегия успеха: уже в 1976 году, когда состоялась премьера 936-го, автомобиль выделялся на фоне остальных. Porsche не имеет себе равных. В гонке Ле-Мана оба заводских автомобиля лидируют и задают темп соревнования. Райнхольд Йост и Юрген Барт не смогли завершить гонку на втором автомобиле. Зато Жаки Икс и Гийс ван Леннеп достигают впечатляющей победы, на 11 кругов опередив второго призера. Сегодня 936-й считается одним из самых успешных гоночных автомобилей Porsche. Это первый Turbo, достигший троекратной победы в гонках Ле-Ман.

Гоночный плакат 1976

1977 год: 4-я победа Porsche в общем зачете

Чемпионат производителей. Ле-Ман. Чемпионат Германии по гоночному спорту. В 1977 году компания Porsche эффектно доказывает превосходство своих гоночных автомобилей и водителей. Причем в разных классах: на чемпионате производителей Porsche с помощью 935-го уверенно защищает свой титул. В Ле-Мане 936-й во второй раз одерживает величественную победу в 24-часовой гонке – в его кабине сидят легендарные гонщики Жаки Икс, Юрген Барт и Херли Хейвуд.
Для младшего дивизиона Чемпионата Германии по гоночному спорту с объемом двигателя до 2 литров специально разрабатывается модель 935/2.0 „Baby“. Это демонстрирует, что компания Porsche может побеждать не только в классе автомобилей с большим объемом двигателя.

Гоночный плакат 1977

1977: Погоня мосье Икса (Monsieur Ickx)

Одна из самых волнующих гонок в истории Ле-Мана. После трудностей в начале Porsche уже думает, что проигрывает гонки, но тут начинается одна из самых драматичных погонь в истории автоспорта. Жаки Икс показывает один из своих наилучших результатов за все гонки и ведет Porsche на лидирующие позиции, а в завершение – к победе.

Победа в одной из самых увлекательных гонок отмечается должным образом

После потрясающей погони Porsche побеждает в гонках на длинные дистанции Ле-Мана в 1977 году

Porsche 936 Spyder одерживает победу также и в этом году

Porsche 936 со стартовым номером 4 – автомобиль-победитель Жаки Икса, Херли Хейвуда и Юргена Барта

1978: Дебют “Моби Дика”

“Это действительно 935-й?” – Этот вопрос озадачивает всех даже в Вайсахе во время первой презентации модели 935/78. Новый гоночный автомобиль поражает своим особенно аэродинамичным кузовом с удлиненной задней частью. Благодаря такой форме он быстро получает емкое прозвище: “Моби Дик”. На этом автомобиле, а также на 936 Spyder заводская команда Porsche выходит на старт Ле-Мана в 1978 году.
Лидирующую позицию сначала вновь занимает Жаки Икс: как и в прошлом году он выводит свой 936-й в лидеры, однако неисправность пятой передачи незадолго до окончания гонки стоит ему победы. Porsche 935, напротив, одерживает победу в группе 5 и в классе IMSA. Будучи одним из наиболее успешных гоночных автомобилей Porsche, до середины 80-х он остается одним из самых привлекательных и сенсационных явлений на гоночных трассах мира.

Благодаря аэродинамичному кузову с удлиненной задней частью модель 935/78 получает прозвище “Моби Дик”

Во время тренировки на 936 Spyder Жаки Икс показывает самое короткое время прохождения круга: 3:27 минуты

На трассе Унодьер-Жерад в Ле-Мане “Моби Дик” Porsche 935/78 развивает скорость 366 км/ч

1979: 5-я победа Porsche в общем зачете

1979 год также входит в историю автоспорта Porsche как особенно успешный. Частные команды автогонщиков одерживают 15 побед в национальных и международных чемпионатах на автомобиле из Цуффенхаузена. В том числе – триумф в Ле-Мане. Кёльнская команда Kremer Racing выходит на старт на модифицированной версии 935-го. Братья Билл и Дон Уайттингтон из США, а также немец Клаус Людвиг после 24-часовой гонки приносят Porsche 5-ю победу в общем зачете. При этом по результатам соревнований они опережают особенного, “звездного” участника: второе место занимает легенда Голливуда Пол Ньюман, который успешно дебютирует в Ле-Мане – также на Porsche 935.

Гоночный плакат 1979 г.

1979: Приоритет 935-го

Гонки в Ле-Мане в 1979 году особенно запоминаются одним автомобилем: Porsche 935. Как американская, так и европейская команды делают ставку на автомобиль, который был впервые представлен в 1976 году как гоночная версия модели 911 Turbo. Победителем гонки становится, наконец, модифицированная версия: Porsche 935 K3 команды Kremer из Кёльна. Особенно эффективной оказывается система воздушного охлаждения двигателя, мощность которого в 800 л.с. остается в распоряжении пилота на протяжении всей гонки: 307 кругов – до самой победы.

Победоносный Kremer Porsche 935 K3 со стартовым номером 41

Porsche 935 K3 в боксе

Во время пит-стопа одновременно происходит смена водителей

За 24 часа автомобиль-победитель проходит в целом 307 кругов

Заводская команда делает ставку на Porsche 936

Жаки Икс, Брайан Редман и Юрген Барт сменяют друг друга за кокпитом под стартовым номером 12

Продолжение следует...

Информатор

Картина дня

наверх