Компания Porsche празднует свое главное на данный момент достижение в классе GT в текущем сезоне – двойную победу, добытую в чрезвычайно тяжелых условиях на исторической гоночной трассе Уоткинс-Глен в США. По пути на следующий этап чемпионата Tudor United SportsCar Championship, который пройдет в воскресенье на автодроме Mosport в Канаде, глава подразделения Motorsport компании Porsche доктор Франк-Штеффен Валлизер дает интервью, в котором вспоминает триумф в шестичасовой классической гонке.
Он также рассказывает о том, какое большое значение автоспорт имеет для Porsche, о том, как гоночные технологии переходят на гражданские автомобили, а также об успехах программы развития юниоров Porsche и гонках клиентских команд по всему миру.Д-р Валлизер, как Вы на сегодняшний день оцениваете успехи команды в одной из самых сложных гоночных серий в США?
“На успех на трассе Уоткинс-Глен повлияло сразу несколько факторов. У команды Falken Tire была рискованная, но очень умная стратегия, которая оправдала себя. Капризная, постоянно меняющаяся погода сыграла нам на руку. Не секрет, что наш 911 RSR отлично чувствует себя на мокром асфальте. Но ведь пилоты все равно должны суметь удержать болид на треке и исключить ошибки. Мы победили, но нельзя сказать, что вся гонка прошла для нас гладко. Не все пит-стопы были идеальными. Поэтому, хоть мы и очень довольны результатом, нам определенно еще есть над чем работать”.
В это воскресенье вы будете состязаться на автодроме Mosport. Над какими аспектами успеете поработать к этому времени?
“Мы определенно можем сфокусироваться на пит-стопах, попробуем лучше реагировать на нестандартные ситуации. Эта победа очень мотивировала наших пилотов и команду в целом. Я уверен, что на Mosport они выступят еще лучше”.
Вся первая половина сезона прошла без побед. Вы считаете успех на Уоткинс-Глен прорывом?
“Могу сказать точно: эта победа мотивирует. Но на данном этапе говорить о каком-то поворотном моменте еще слишком рано. Гонка получилась экстремальной. Если бы мы смогли победить на сухом треке, без постоянных прерываний заезда из соображений безопасности, вот тогда я бы назвал это прорывом”.
В компании Porsche вы являетесь не только главой департамента Motorsport, но и отвечаете за дорожные автомобили GT. Значит, с понедельника по пятницу вы занимаетесь созданием гражданских автомобилей, а по выходным вывозите их на гоночный трек для участия в заездах?
“На самом деле в будни мы также занимаемся работой над гоночными автомобилями. Можно сказать, гоночные и дорожные автомобили разрабатываются в тандеме. Судите сами: болид 911 RSR, который принимает участие в кольцевых гонках на выносливость WEC и чемпионате Tudor United SportsCar Championship, построен на базе культового спорткара 911 седьмого поколения. С тех пор как я вступил в свою должность в октябре 2014 года, я всецело сконцентрировался на проектах по разработке гражданских моделей и дорожных испытаниях 911 GT3 RS и Cayman GT4. Разработка гражданских моделей – это совокупность сложных технических процессов. Здесь тоже нужно действовать быстро и собранно, к тому же мы сталкиваемся с похожими трудностями. Поэтому в своей работе я отвечаю как за гоночные, так и за гражданские модели”.
А что вам нравится больше?
“Мое сердце разделено на две половины. Одна из них любит гоночные модели, а другая - гражданские. И так было всегда. Теперь я отвечаю за разработку гражданских и гоночных автомобилей GT, и мне это очень нравится. Другой такой работы не найти во всем мире”.
Наверняка такая тесная взаимосвязь способствует обмену технологиями между гоночными и дорожными автомобилями.
“Обмен технологиями играет важную роль. И компания Porsche – один из немногих производителей спортивных автомобилей, который осуществляет этот обмен не из маркетинговых соображений. Автоспорт – это основная движущая сила развития новых технологий. Вот вам пример: в классе GT есть определенные ограничения для двигателей, касающиеся впуска воздуха. Значит, если я хочу увеличить мощность, я могу сделать это только за счет снижения трения внутренних компонентов двигателя и высокого уровня эффективности. За последние годы мы получили много опыта работы с двигателями, особенно атмосферными. И вы обязательно заметите влияние полученного опыта на двигатели дорожных автомобилей. Очень много идей из автоспорта переходят на автомобили для дорог общего пользования. Например, боковые воздухозаборники были испытаны на болиде GT, а затем их получил 911 GT3 RS. То же самое произошло и с другими аэродинамическими компонентами, например, задним антикрылом - изменились его положение и размер. Центральный воздухозаборник и различные меры повышения эффективности двигателя как, например, концепция высоких оборотов, также пришли из автоспорта. Обмен технологиями – это естественный процесс, поскольку разработкой дорожных и гоночных автомобилей занимаются одни и те же сотрудники. Инженеры не забывают, над чем они работали в гоночном автомобиле. Они переносят на дорожные автомобили новшества, которые, по их мнению, могут оказаться полезными, и смотрят, что из этого получится“.
А бывает обратный обмен? Когда технология, изначально разработанная для дорожного автомобиля, переходит на гоночный болид?
“Конечно. Технологический обмен всегда происходит в двух направлениях. Так, например, система непосредственного впрыска топлива, которой оснащаются двигатели текущего поколения, пришла в автоспорт от дорожных автомобилей. До этого момента использовалась инжекторная система впрыска. На нашем новом болиде 911 GT3 R, предназначенном для участия в чемпионате FIA GT3, мы применили систему непосредственного впрыска топлива, которая впервые была представлена на оппозитных двигателях дорожных 911 GT3. Эта система позволяет повысить эффективность работы двигателя. Интенсивный обмен знаниями между сотрудниками, отвечающими за гоночные автомобили и их коллегами, занимающимися разработкой дорожных автомобилей – это обычная практика для нас. В автоспортивном подразделении мы очень заинтересованы в том, чтобы как можно больше компонентов были реализованы в базовом автомобиле. В свою очередь, коллеги из подразделения по разработке дорожных автомобилей с интересом принимают участие в работе над болидами и адаптируют подходящие технологии под дорожные автомобили. Например, автоспорт сыграл очень важную роль при увеличении колесной базы модели 911 текущего поколения“.
Какое значение вы придаете применению гибридных технологий в автоспорте?
“Мы считаем себя пионерами в этой области. Мы представили гибридный болид класса GT - 911 GT3 R Hybrid - еще в 2010 году. Он реализовал свой огромный потенциал и стал источником идей для разработки 918 Spyder и выигравшего 24-часовой марафон Ле-Мана 919 Hybrid. В классе GT гибридные технологии также имеют огромный потенциал. И если бы такой технический регламент вступил в силу сейчас, у нас не было бы конкурентов. Наши оппоненты еще не достигли такого уровня. Поэтому в списке наших приоритетов этот вопрос не занимает верхние позиции. К тому же в Porsche эта тема полностью раскрыта болидом 919 Hybrid. Если говорить о классе GT, то мой прогноз таков: в ближайшие пять-шесть лет в нем могут произойти перемены.
Какие в целом преимущества Porsche извлекает из автоспорта?
“Скажем так, бренд Porsche ассоциируется со спортивными автомобилями так же, как, например, слово "скотч" с клейкими лентами. Автоспорт – это очень важная, ключевая составляющая ценностей бренда. Самый первый автомобиль Porsche принял участие в гонке спустя 14 дней после производства и выиграл. Гонки для нас являются возможностью испытать высокие технологии в жестких условиях. Мы любим соревноваться и не боимся трудностей. Мы выходим на гоночный трек с хорошими пилотами и хорошими болидами, и говорим: а теперь давайте посмотрим, кто здесь лучший. Гоночный трек не терпит оправданий. Победитель проделал лучшую работу. Вот почему победа в Ле-Мане ценится так высоко. Среди дорожных автомобилей тоже присутствует соперничество, но здесь оно принимает другую форму. В автоспорте ты должен показать идеальное выступление. И ты должен всегда помнить о том, что автоспорт – это то, с чем все наши сотрудники и клиенты ассоциируют себя вне зависимости от того, на какой модели они ездят”.
Болид, победивший на 24-часовом марафоне Ле-Мана, пилотировали Эрл Бамбер и Ник Тэнди. Оба пилота оттачивали практические навыки на монокубках Porsche. Почему Porsche уделяет так много значения развитию молодых пилотов?
“Эрл Бамбер и Ник Тэнди являются лучшим ответом на этот вопрос. Они оба сформировались как профессиональные пилоты в монокубковых чемпионатах Porsche. Они же будут представлять нас на автодроме Mosport в эти выходные. Прежде чем они стали заводскими пилотами, мы оказывали им интенсивную поддержку и знали их не только по результатам на треке, но и как людей. Мы учим наших пилотов не только гоночному искусству. Их также обучают тому, как правильно поддерживать свою форму, общаться с прессой, распределять свое время и вообще всему, что нужно первоклассному пилоту. На заводских чемпионатах мы выявляем талантливую молодежь, поскольку такие серии, как Porsche Carrera Cup и Porsche Mobil 1 Supercup – это сложные соревнования для настоящих пилотов. Автомобили практически идентичны и те, кто управляет ими лучше остальных, являются хорошими пилотами. Наша программа развития юниоров, которую мы запустили в 1997 году с командой Porsche Junior, стабильна и приносит успехи в долгосрочной перспективе: многие наши заводские пилоты являются выходцами из этой программы. Этот факт говорит о следующем: двери Porsche всегда открыты для талантливых и быстрых пилотов”.
Победивший на Уоткинс-Глен 911 RSR был в распоряжении клиентской команды Falken Tire. А насколько большое значение клиентский автоспорт имеет для Porsche?
“Гонки с участием клиентских команд – это давняя традиция в Porsche. Мы считаем, что они имеют большое значение не только для проведения заводских чемпионатов, но и для передачи ценностей бренда нашим клиентам. Клиентские команды добились многих успехов, включая важные победы в 24-часовых гонках на выносливость - Ле-Ман, Дэйтона, Нюрбургринг. Около 600 клиентов по всему миру выступают в гонках на наших автомобилях. Многими важными главами в истории успеха Porsche в автоспорте мы обязаны именно им”.
Почему компания Porsche так привлекательна для клиентских команд?
“Во-первых, мы предоставляем хорошие автомобили, на которых они могут под собственным руководством показывать успешные выступления. Сейчас новейшим продуктом для автоспорта является 911 GT3 R. Затем идет сервисное обслуживание на гоночном треке. Мы находимся на месте проведения гонки с нашими грузовиками и оказываем клиентам поддержку советами и, конечно, запасными частями. Например, поздно вечером в четверг на Ле-Мане сильно повредились двигатель и кузов 911 клиентской команды из Азии. Конечно, они очень хотели принять участие в гонке, они проделали долгий путь, а Ле-Ман проводится только раз в году. Мы помогли им восстановить рабочее состояние болида к утру субботы, и они успели на трек как раз к прогревочным заездам. Это был настоящий подвиг, который ты можешь совершить, только если хорошо подготовлен. Наши клиенты знают это, потому и доверяют нам”.
Клиентские команды предоставляют обратную связь после своих заездов? Это помогает Porsche Motorsport добиваться успехов в автоспорте?
“Определенно. Наши клиенты тесно взаимодействуют с нашими продуктами и, соответственно, опытным путем получают о них много информации. Каждые выходные в разных частях света они участвуют в гонках. У них возникает множество идей, которыми они с удовольствием делятся с нами. Этот обмен технологиями и знаниями очень полезен как для нас, так и для клиентов”.
*
Д-р Франк-Штеффен Валлизер, 45 лет. Вступил в должность главы подразделения Porsche Motorsport в октябре 2014 года. Отвечает за автоспортивные мероприятия GT по всему миру, занимается разработкой спортивных автомобилей GT. Женат, имеет двоих детей.