На протяжении пяти десятилетий модель 911 является сердцем бренда Porsche. Найдется не много автомобилей, которые могут гордиться такой же долгой историей и такими же богатыми традициями. С момента своего дебюта в 1963 году, 911-й вдохновляет автомобильных энтузиастов по всему миру. Сегодня он считается истинным спортивным автомобилем, образцом мощности и динамичности.
Две трети из 30.000 побед Porsche в автомобильном спорте были добыты именно 911-й разных поколений и модификаций. Более того, она заложила основу всех современных моделей Porsche, начиная от Cayenne и заканчивая Panamera.Гений Фердинанда
Фердинанд Порше, появившийся на свет в 1875 году, далеко не сразу стал выдающимся конструктором и создателем компании своего имени. Прежде он оттачивал свое мастерство в разных фирмах, и, надо сказать, добился немалых успехов. Лучшие его работы - легковой Austro-Daimler Prinz Heinrich, спортивный Mercedes-Benz 38/250Р5, гоночный Auto Union с 16-цилиндровым двигателем и легендарный первый легковой Volkswagen - K?fer, он же Beetle, он же “Жук”. Кроме того, на счету Порше гоночные автомобили Cisitalia и Austro-Daimler Sascha, грузовики с комбинированными силовыми установками и даже тяжелый танк “Тигр”. А еще раньше, в 1898 году, Фердинанд загорелся идеей создать автомобиль с электроприводом, и таки реализовал ее! Словом, биография Порше настолько интересна и обширна, что говорить о ней нужно отдельно.
После поражения Германии во Второй мировой войне, Порше был приговорен к двухлетнему тюремному сроку за создание техники для вермахта. Отбывая наказание во Франции, Фердинанд, тем не менее, без дела не остался, став техническим консультантом Renault. В частности, они принимал участие в проектировании малолитражки 4CV. Когда же срок заключения подошел к концу, Порше поселился в австрийском городке Гмюнде, где с помощью Карла Рабе и своего сына Ферри построил первый спортивный автомобиль, получивший название Porsche. Это была модель 356 с 4-цилиндровым оппозитным двигателем рабочим объемом 1086 куб.см. Располагался силовой агрегат в задней части шасси, чем Порше продолжил развитие идеи, заложенной еще в конструкции Volkswagen Beetle. В Гмюнде изготовили 50 экземпляров родстера Porsche 356 в кузове из алюминиевого сплава. Однако, поскольку в послевоенной Австрии ощущался хронический дефицит материалов и квалифицированных кадров, Порше перебрался в Цуффенхаузен, северо-западный район Штутгарта, где на новом заводе продолжал строить Porsche 356 в разных исполнениях - купе, кабриолет, родстер, с двигателями рабочим объемом от 1086 до 1966 куб.см.
Увы, в январе 1951 года Фердинанд Порше, перенесший инсульт, ушел из жизни. Руководство фирмой перешло в руки его сына Ферри. И тот своего отца не подвел. Если под капотом первого Porsche стояли двигатели Volkswagen, то уже в 1953 году Эрнст Фурман разработал, а компания запустила в производство собственный силовой агрегат. Впервые его установили на спортивный Porsche 500 с решетчатой трубчатой рамой и обтекаемым кузовом из алюминиевых панелей. Чтобы понять, насколько серьезно в компании относились к этому автомобилю, достаточно сказать, что его аэродинамику оттачивали в трубе Штутгартского университета. Впрочем, европейцы эту машину оценить по достоинству не смогли, поскольку большая их часть экспортировалась в Америку, где модель быстро стала популярной.
А потом наступила эра Porsche 911...
Девять один один
Последователь модели Porsche 356 - 911-я сразу завоевала сердца поклонников спортивных автомобилей. Прототип купе впервые был показан на автосалоне во Франкфурте в 1963 году под именем 901, а уже в следующем году он был выведен на рынок с индексом 911. Его шестицилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением обладал мощностью 130 л. с. и позволял разгоняться до впечатляющей по тем временам скорости 210 км/час. Для тех же, кому такая прыть была не особенно нужна, в 1965 году начался выпуск четырехцилиндрового Porsche 912. Впрочем, таких было не очень много, поэтому в 1966 году Porsche представила 160-сильный 911 S, на котором впервые были установлены кованые легкосплавные диски Funch. И это было лишь начало внедрения инновационных решений. В 1967 году немцы начали устанавливать на свои автомобили полуавтоматическую 4-ступенчатую трансмиссию Sportomatic, а благодаря версии 911Т и более поздним ее вариантам E и S, Porsche стал первым немецким производителем, который отвечал строгим требованиям США относительно уровня выбросов вредных веществ. И это при том, что объем двигателя 911-й и ее мощность постоянно росли.
Ну, а самым знаменитым представителем того поколения модели стала модификация 911 Carrera RS 2.7 1972 года мощностью 210 л.с. «Утиный хвост», часто упоминаемый при ее описании, был первым в мире задним спойлером, который устанавливался на автомобили серийно.
Серия G или Пора что-то менять
Спустя ровно десять лет после дебюта 911-й, инженеры Porsche впервые решили существенно ее модернизировать, выпустив в 1973 году серию G, то есть второе поколение модели. На автомобиль устанавливались рельефные бамперы, имевшие оригинальный дизайн и разработанные специально для успешного прохождения краш-тестов в США. Кроме того, в стандартное оснащение автомобиля входили трехточечные ремни безопасности и интегрированные в сиденья подголовники.
Выдающимся в истории модели оказался 1974 год. Именно тогда публике был представлен первый Porsche 911 Turbo с трехлитровым двигателем мощностью 260 л.с. и огромным задним спойлером. Благодаря сочетанию роскоши и динамических характеристик, Turbo стал синонимом магической прелести Porsche.
Очередной скачок мощностных и динамических показателей модели произошел в 1977 году с дебютом 911 Turbo 3.3, обладавшим тремя сотнями «лошадок» под капотом. Ну, а в 1983 году появился 911 Carrera с атмосферным двигателем объемом 3,2 литра и мощностью 231 л.с.
Модерновая классика
Когда автомобильные эксперты начали предсказывать неизбежный конец эры 911, в 1988 году Porsche представила публике третье поколение модели - 911 Carrera 4 (964) с 3,6-литровым оппозитным двигателем с воздушным (!) охлаждением и 250 “лошадками” мощности.
После пятнадцати лет производства платформа 911 была существенно модернизирована. Изменениям подверглось около 85% компонентов, хотя внешне 964 несущественно отличался от своего предшественника. Обновились лишь аэродинамические полиуретановые бамперы и спойлер. А вот интерьер, можно сказать, получил революционные изменения, подчеркивавшие не только спортивный характер автомобиля, но и его направленность на комфорт. Porsche 964 комплектовался ABS, подрулевыми лепестками, усилителем руля, подушками безопасности, а шасси получило легкосплавные направляющие рычаги с пружинами вместо торсионной подвески.
Революционным шагом в развитии модельного ряда 911 стало появление и полноприводного Carrera 4. Кроме версий Carrera Coupe, Cabriolet и Targa, с 1990 года клиенты могли заказать 964 Turbo. Оснащавшийся первое время проверенным 3,3-литровым оппозитным двигателем, в 1992 году Turbo получил 360-сильный двигатель объемом 3,6 литра. Сейчас 964 Carrera RS, 911 Turbo S, 911 Carrera 2 Speedster пользуются бешеным спросом у коллекционеров.
Последний 911-й с воздушным охлаждением
Как ни крути, а 911 с внутренним индексом 993 стал для многих поклонников Porsche едва ли ни единственной настоящей любовью. Не в последнюю очередь благодаря своему выразительному дизайну. К тому же, 993 очень быстро получил репутацию чрезвычайно надежного и маневренного автомобиля. Это первый 911, на который устанавливалось алюминиевое шасси. Версия Turbo впервые имела двигатель с двойным турбонаддувом и низким уровнем выбросов. Алюминиевые колеса с пустотелыми спицами, которые прежде не использовались ни на одном другом автомобиле, стали инновацией, воплощенной в полноприводном Turbo, а Porsche 911 GT2 смог удовлетворить тех водителей, которые, в первую очередь, увлекались высокой скоростью. Но настоящей причиной благоговения поклонников Porsche перед этой моделью стал тот факт, что 911-й с индексом 993, выпускавшийся с 1993 до 1998 год, оказался последним, оснащенным двигателем с воздушным охлаждением.
Переходим на воду
Серия 996, сходившая с конвейера с 1997 по 2005 год, круто изменила ход истории модели 911. Она, с одной стороны, сохранила все достижения предыдущих поколений, а с другой - стала, фактически, новой, ведь под ее капотом прятался оппозитный двигатель с водяным охлаждением. Благодаря четырехклапанным головкам цилиндров он выдавал 300 л.с. мощности и вышел на качественно новый уровень с точки зрения уровня выбросов, шума и потребления топлива. Экстерьер предлагал новую интерпретацию классических линий 911, но с пониженным до 0,3 коэффициентом аэродинамического сопротивления. Наиболее заметными деталями экстерьера были фары головного света с интегрированными сигналами поворота, которые, хоть это и вызвало немало дискуссий, впоследствии были скопированы многими другими производителями.
Благодаря серии 996, Porsche смогла расширить линейку модификаций. В частности, 911 GT3 дебютировал в 1999, а 911 GT2 в 2000 году стал первым автомобилем с керамическими тормозами в качестве стандартного оборудования.
Классика и современность
В июле 2004 года мир увидел очередное поколение 911 Carrera и Carrera S, которое несло внутренний индекс 997. Овальные фары головного света с отдельными указателями поворота в переднем обвесе напоминали стилистику ранних 911, однако 997, тем не менее, мог предложить больше, чем просто стильную внешность. Это был автомобиль с выдающимися характеристиками: его оппозитный двигатель объемом 3,6 литра имел в запасе 325 л.с. мощности, тогда как Carrera S с 3,8-литровым мотором располагала 355 “лошадками”. Шасси автомобиля также было модернизировано, получив в качестве стандартного оснащения активную подвеску.
В 2006 году Porsche представила 911 Turbo - первый серийный автомобиль с бензиновым двигателем с турбиной с изменяемой геометрией. В 2008 году модель получила еще и систему прямого впрыска, и трансмиссию с двумя сцеплениями. Никогда прежде 911 не имел так много модификаций, а их было 24: Carrera, Targa, GTS, Turbo, задне- и полноприводные...
Вся сила в опыте
Известное в немецкой компании как 991, седьмое поколение 911 стало для модели большим технологическим шагом вперед. Автомобиль получил новую подвеску, удлиненную колесную базу, более широкую колею, шины большего диаметра, доработанную эргономику интерьера. Не менее важно и то, что Porsche 911 стал соответствовать мировым тенденциям к снижению расхода топлива и заботе об окружающей среде. И все это благодаря уменьшенному до 3,4 литра объему двигателя базовой Carrera (при этом мощность выросла на 5 л. с. по сравнению с 997) и гибридной алюминиево-стальной конструкции кузова, позволдившей добиться снижения веса автомобиля. Среди других инноваций стоит отметить первую механическую 7-ступенчатую трансмиссию.
Несмотря на все трансформации и желание Porsche идти в ногу со временем, седьмое поколение 911 осталось на все 100% верным историческим традициям. Возможно, это лучший 911-й всех времен. По крайней мере до тех пор, пока не появится новое поколение.