Для многих имя Porsche ассоциируется с автогонками. В этом нет ничего удивительного, так как заводская команда штутгартской компании добилась успеха во многих дисциплинах автоспорта, таких как Чемпионат спортивных автомобилей, 24 часа Ле-Мана, победы на этапах классического ралли и в марафоне Париж-Дакар.
Есть в истории славной марки и глава под названием «Формула-1».
Поводом для участия в Чемпионате мира Ф-1 послужил новый технический регламент, который вступал в силу в сезоне 1961. Рабочий объем двигателя был ограничен 1500 см3, а минимальная масса автомобилей – 450 кг. В конце 50-х заводская команда Porsche эпизодически появлялась на трассах Гран При, как правило, на немецких этапах. При этом соответствующего болида у команды не было, а на старт выставлялись автомобили младшей серии – Формулы-2, в те годы организаторы частенько шли на такой ход, чтобы заполнить стартовое поле. Так как новый регламент Формулы-1, по сути, повторял регламент младшей формулы прошлых лет, то для полноценного дебюта в «Королевских автогонках» Porsche использовали модернизированные болиды Ф-2 – Porsche 787 и 718/2, оснащенные четырехцилиндровыми моторами 547/3 с воздушным охлаждением. Несмотря на это, соперники, зная инженерный потенциал «Порше», относились к немецкой команде с уважением и опаской.
Пилотами команды стали довольно опытный швед Йоаким Боньер, американец Дэн Герни и выступавший на отдельных этапах немец Ханс Херманн. Поначалу в команде возлагали надежды на 787-ю модель, но первые же этапы в Монако и Голландии выявили существенные недостатки этого автомобиля и было решено до конца сезона использовать проверенную 718-ю, а уже к следующему году подготовить полноценный болид Формулы-1.
Хотя титул в том сезоне разыгрывали между собой пилоты Ferrari Фил Хилл и Вольфганг фон Трипс, потрясающая надежность машины (ни одного схода) позволила Дэну Герни по итогам чемпионата разделить третью строчку со Стирлингом Моссом на Lotus. Третью строчку в Кубке конструкторов заняла и команда «Порше», уступив «Феррари» и «Лотус». Герни трижды в сезоне поднимался на вторую ступень пьедестала почета, но наиболее близок к победе был во французском Реймсе, где сражался с молодым итальянцем Джанкарло Багетти на Ferrari и уступил ему на финише лишь одну десятую секунды. Йо Боньер был не столь успешен и за восемь Гран При завоевал лишь три очка.
Дэн Герни (#10, Porsche 718/2) борется с Джанкарло Багетти (#50, Ferrari 156) за Большой Приз Франции '61
Для сезона 1962 года команда инженеров под руководством Карла Рабе подготовила абсолютно новый болид – Porsche 804. Главным конструктором шасси был Леопольд Шмидт, за двигатель отвечал Ганс Хоник, а автором концепции модели являлся Клаус фон Рюкер. 804-й здорово отличался от старого 718-го. Шасси представляло собой пространственную раму, что являлось стандартной конструкцией для болидов того времени, если не брать во внимание революционный Lotus 25 с кузовом типа «монокок», дебютировавший в том же году. Передняя и задняя подвеска была выполнена на торсионах. Главной же особенностью автомобиля был двигатель – 8-цилиндовый оппозитный Porsche 753 с принудительным охлаждением. Его мощность составляла 185 л.с. при 9700 об/мин, а к концу сезона ее удалось увеличить до внушительных по тем временам 200 л.с. Чтобы реализовать мощь мотора в полной мере он работал в паре с 6-ступенчатой коробкой передач, в то время как «Феррари» и британцы использовали 5-ступенчатые. Еще одним отличием 804-го было использование дисковых тормозов на всех колесах вместо барабанных у 718-го.
Porsche 804 - Основным преимуществом оппозитного двигателя являлся низкий центр тяжести, а воздушное охлаждение позволило сделать автомобиль очень компактным, с рекордно малой лобовой площадью. Гонщик мог ненадолго отключать вентилятор принудительного охлаждения, что давало прибавку около 9 л.с.
Дебют машины, случившийся на первом этапе чемпионата мира в голландском Зандфорте, не сложился. Дэн Герни сошел из-за отказа коробки передач, а Боньер финишировал седьмым, уступив местному гонщику Карелу-Годен де Бёфору на частном Porsche 718/2. После гонки Герни пришлось лично уговаривать Ферри Порше выставить команду на Гран При Монако. Впрочем, в Монте-Карло Дэн снова не смог финишировать, попав в аварию на старте, но Боньер принес команде первые в сезоне очки за пятое место. Следующий Гран При, проходивший в бельгийском Спа, команда все же пропустила, что сполна компенсировалось уже через две недели в Руане. В Штутгарте не теряли время даром, модернизировав 804-й: усилили раму, улучшили переднюю и заднюю подвеску, амортизаторы Koni заменили на Bilstein, по просьбе Герни изменили положение пилота.
Гран При Франции пропускала команда Ferrari, поэтому противостоять армаде британских «гаражистов» могла лишь Porsche. Справедливости ради стоит заметить, что сезон ’62 для итальянской команды откровенно не складывался, а фаворитами считались Грэм Хилл на BRM и Джим Кларк на Lotus. Именно эти двое поборолись за поул-позицию – Кларк был на 0,2 сек быстрее. Третье место досталось Брюсу МакЛарену (Cooper). Дэн Герни был лишь шестым, а Йо Боньер и вовсе девятым. Борьба между Кларком и Хиллом продолжилась и в самой гонке. Поначалу лидировал Грэм, но на 29-м круге он столкнулся с оставшимся без тормозов Джеки Льюисом. Джим продержался в лидерах всего три круга, пока не сошел из-за поломки подвески. Хилл вернул себе лидерство, но на 44-м круге был вынужден закончить гонку из-за проблем с зажиганием. Сходом фаворитов в полной мере воспользовался Дэн Герни, принесший Porsche первую победу в Формуле-1. Помимо американца проблем удалось избежать только финишировавшему вторым в круге отставания Тони Мэггсу на Cooper, а бронзовый призер Ричи Гинтер (BRM) часть гонки был вынужден контролировать акселератор рукой.
Дэн Герни ведет свой Porsche 804 к победе на Гран При Франции '62
То, что успех во Франции был не случайным, «Порше» подтвердили через неделю на внезачетном Гран При Солитьюд. На трассе, которая находится недалеко от Штутгарта, перед глазами 300 тысяч болельщиков, Герни и Боньер завоевали победный дубль.
Добраться до финиша Гран При Великобритании пилотам Porsche было не суждено, но на домашнем этапе, проходившем на Нюрбургринге, команду ждал очередной успех. Дэн Герни блестяще выступил в квалификации, опередив Грэма Хилла на 3 сек и завоевав поул-позицию. В день гонки пошел дождь, американец и без того не являлся мастером езды по мокрой трассе, так еще и ошибся с выбором настроек. Но это было только полбеды. В гонке сорвалась со своего места аккумуляторная батарея, находившаяся в кокпите и Дэну пришлось придерживать ее ногой. Тем не менее, Герни все же финишировал на третьем месте, уступив Хиллу и Сертизу, но опередив Кларка.
В следующих двух Гран При успехи Porsche были куда скромнее: Боньер был шестым в Италии, а Герни пятым в США. Последнюю гонку сезона, Гран При Южной Африки, команда пропустила, закончив сезон на пятом месте, вместе с прошлогодними чемпионами Ferrari. Аналогичную позицию занял Дэн Герни в личном зачете.
Дэн Герна (Porsche 804) на внезачетном Гран При Солитьюд '62
На этом история заводской команды Porsche в Формуле-1 закончилась. У компании не было достаточно материальных и человеческих ресурсов на участие в нескольких дисциплинах автоспорта. Так как технологии Ф-1 были далеки от дорожных машин, Ферри Порше посчитал более целесообразным сосредоточиться на гонках спортивных автомобилей. Через два десятка лет Porsche все же вернется в Чемпионат мира, но на этот раз как поставщик моторов команде McLaren, но это уже другая глава, заслуживающая отдельного повествования.